РАССЛЕДОВАНИЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ 27.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Основная цель расследования авиационного происшествия состоит в установлении истинной причины и разработке эффективных мероприятий по предотвращению подобных летных происшествий. Эта цель является единой независимо оттого, где произошло происшествие—иа международных или внутрисоюзных воздушных линиях.
Расследование авиационных происшествий в зависимости от их последствий, класса и принадлежности летательных аппаратов производится комиссиями Госавианадзора СССР, Министерства гражданской авиации и других министерств, изготовляющих авиационную TCXHHKV.
Госавианадзор, как правило, организует и проводит расследования катастроф и аварий тяжелых транспортных самолетов Расследования остальных авиационных происшествий организуются и проводятся Министерством гражданской авиации или, по его указанию, управлениями ГА.
Контроль за расследованием авиационных происшествий осуществляется Госавианадзором.
Для расследования летного происшествии назначается комиссия, возглавляемая председателем В состав комиссии входят летная, инженерно-техническая и административная подкомиссии. При необходимости могут создаваться и другие подкомиссии. В подкомиссиях обычно создаются рабочие группы для выполнения отдельных заданий. Все члены комиссии независимо от ведомственной принадлежности подчиняются председателю и руководствуются его указа — ниями.
Летная подкомиссия имеет основной задачей изучение действий экипажа в создавшейся особой ситуации, уровень его подготовки к выполнению данного задании, а также действий диспетчеров УВД « других служб, обеспечивающих полеты, выявить степень виновности их в летном (происшествии. Задачей инженерно-технической подкомиссии является исследование состояния летательного аппарата до. и после авиационного происшествия, изучение условий его эксплуатации, качества технического обслуживания и ремонта, выявление возможных конструктивно-производственных недостатков.
В задачу административной подкомиссии входит определение каче — ствапроведенных спасательных работ, медицинского обеспечения экипажа, содействие родственникам пострадавших
По окончания работы комиссии составляется акт с обоснованием установленных в процессе расследования причин авиационного происшествия и разработкой рекомендаций по их устранению.
В случаях когда для окончательного вывода по летному происшествию требуется детальное исследование с привлечением НИИ, ОКБ н других организаций, расследование выполняется в два этапа: первый этап включает работу комиссии по расследованию на месте летного происшествия с оформлением материала н представлением предварительного заключения в соответствующие инстап ции; второй этап — проведение исследовательских, эксперименталь — иых и других работ е целью установления истинных причин происшествия и вынесения по. месту окончательного заключения.
Такие исследования поручают обычно Государственному научно — исследовательскому институту по эксплуатации н ремонту авиационной техники (ГосНИИЭРАТГЛ). Сроки исследований устанавливаются, в зависимости от сложности, от 5 до 20 дней.
В тех случаях когда авиационное происшествие с летательным аппаратом СССР имело место на территории зарубежных стран, комиссия создается приказом министра гражданской авиации СССР в соответствии с требованиями ИКАО и другими международными соглашениями.
По расследованию летных происшествий имеются международные стандарты и рекомендации. Впервые стандарты и рекомендации для расследования летиых происшествий были приняты Советом Международной организации гражданской авиации 11 апреля 1951 г.
Государства — члены ИКАО должны своевременно извещать об авиационных происшествиях — государства-изготовители и государства регистрации.
Расследование ведет, как правило, то государство, на территории которого произошло летное происшествие, на основании правил, принятых в данной стране в соответствии с обязательствами, вытекающими из требований ИКАО. Однако ИКАО в ряде случаев может предложить н свой порядок расследования, выделяв уполномоченного представителя н консультанта. Этот представитель и консультант имеет право присутствовать при расследовании. По результатам расследования создается отчет, который рассылается: государству, где зарегистрирован летательный аппарат; государству, где он был изготовлен, и любому из других государств, членов ИКАО, которому нужна необходимая информация по данному вопросу.
Расследование наземных авиационных происшествий поручается руководителям авнапредпрнятий
В случае необходимости начальник управления или начальник ремонтного завода, на территории которого произошло наземное авиационное происшествие, может назначить свою комиссию Срок расследования не должен превышать 5 дней По результатам расследования оформляются специальные карточки
Чрезвычайные летные (происшествия расследуются комиссией, назначенной начальником управления, с участием представителей инспекции по безопасности полетов. По результатам расследования составляется акт.