РАССЛЕДОВАНИЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ 27.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Основная цель расследования авиационного происшествия со­стоит в установлении истинной причины и разработке эффективных мероприятий по предотвращению подобных летных происшествий. Эта цель является единой независимо оттого, где произошло про­исшествие—иа международных или внутрисоюзных воздушных линиях.

Расследование авиационных происшествий в зависимости от их последствий, класса и принадлежности летательных аппаратов производится комиссиями Госавианадзора СССР, Министерства гражданской авиации и других министерств, изготовляющих авиа­ционную TCXHHKV.

Госавианадзор, как правило, организует и проводит расследова­ния катастроф и аварий тяжелых транспортных самолетов Рассле­дования остальных авиационных происшествий организуются и про­водятся Министерством гражданской авиации или, по его указанию, управлениями ГА.

Контроль за расследованием авиационных происшествий осу­ществляется Госавианадзором.

Для расследования летного происшествии назначается комиссия, возглавляемая председателем В состав комиссии входят летная, инженерно-техническая и административная подкомиссии. При не­обходимости могут создаваться и другие подкомиссии. В подкомис­сиях обычно создаются рабочие группы для выполнения отдельных заданий. Все члены комиссии независимо от ведомственной принад­лежности подчиняются председателю и руководствуются его указа — ниями.

Летная подкомиссия имеет основной задачей изучение действий экипажа в создавшейся особой ситуации, уровень его подготовки к выполнению данного задании, а также действий диспетчеров УВД « других служб, обеспечивающих полеты, выявить степень виновно­сти их в летном (происшествии. Задачей инженерно-технической под­комиссии является исследование состояния летательного аппарата до. и после авиационного происшествия, изучение условий его экс­плуатации, качества технического обслуживания и ремонта, выяв­ление возможных конструктивно-производственных недостатков.

В задачу административной подкомиссии входит определение каче — ствапроведенных спасательных работ, медицинского обеспечения экипажа, содействие родственникам пострадавших

По окончания работы комиссии составляется акт с обоснованием установленных в процессе расследования причин авиационного происшествия и разработкой рекомендаций по их устранению.

В случаях когда для окончательного вывода по летному проис­шествию требуется детальное исследование с привлечением НИИ, ОКБ н других организаций, расследование выполняется в два эта­па: первый этап включает работу комиссии по расследованию на месте летного происшествия с оформлением материала н представ­лением предварительного заключения в соответствующие инстап ции; второй этап — проведение исследовательских, эксперименталь — иых и других работ е целью установления истинных причин проис­шествия и вынесения по. месту окончательного заключения.

Такие исследования поручают обычно Государственному научно — исследовательскому институту по эксплуатации н ремонту авиаци­онной техники (ГосНИИЭРАТГЛ). Сроки исследований устанавли­ваются, в зависимости от сложности, от 5 до 20 дней.

В тех случаях когда авиационное происшествие с летательным аппаратом СССР имело место на территории зарубежных стран, ко­миссия создается приказом министра гражданской авиации СССР в соответствии с требованиями ИКАО и другими международными соглашениями.

По расследованию летных происшествий имеются международ­ные стандарты и рекомендации. Впервые стандарты и рекомендации для расследования летиых происшествий были приняты Советом Международной организации гражданской авиации 11 апреля 1951 г.

Государства — члены ИКАО должны своевременно извещать об авиационных происшествиях — государства-изготовители и государст­ва регистрации.

Подпись: Учет, анализ и отчетность об авиационных происшествиях и предпосылок к ним осуществляет Госавнанадзор СССР, в котором составляется ежегодный анализ состояния безопасности полетоз в гражданской авиации и разрабатывается межведомственный план мероприятий Контроль за выполнением этих мероприятий осуществляют инспекции управлений и министерства, которые ежеквартально составляют «Информационные бюллетени по авиационным происшествиям и предпосылкам к ним». Для расследования предпосылок к авиационным происшествиям в зависимости от их последствий назначаются комиссии начальником управления или командиром авиапредприятия.

Расследование ведет, как правило, то государство, на территории которого произошло летное происшествие, на основании правил, принятых в данной стране в соответствии с обязательствами, выте­кающими из требований ИКАО. Однако ИКАО в ряде случаев мо­жет предложить н свой порядок расследования, выделяв уполномо­ченного представителя н консультанта. Этот представитель и кон­сультант имеет право присутствовать при расследовании. По результатам расследования создается отчет, который рассылается: государству, где зарегистрирован летательный аппарат; государст­ву, где он был изготовлен, и любому из других государств, членов ИКАО, которому нужна необходимая информация по данному во­просу.

Расследование наземных авиационных происшествий поручает­ся руководителям авнапредпрнятий

В случае необходимости начальник управления или начальник ремонтного завода, на территории которого произошло наземное авиационное происшествие, может назначить свою комиссию Срок расследования не должен превышать 5 дней По результатам рас­следования оформляются специальные карточки

Чрезвычайные летные (происшествия расследуются комиссией, назначенной начальником управления, с участием представителей инспекции по безопасности полетов. По результатам расследования составляется акт.